26.02.2006
автор: Садовский Алексей
Часть 1. Введение, проект Star Trek, MacOS X: перспектива поддержки любой архитектуры
Чуть меньше года назад компания Apple объявила о своих намерениях вступить в долговременный союз с крупнейшим в мире производителем микропроцессоров, корпорацией Intel. Тогда предполагалось, что самые первые системы на базе чипов Intel появятся не раньше лета этого года. Кроме того, по слухам, перевод на новую платформу должен был начаться с самых низов, к которым относится серия настольных ПК Mac mini.
Тем не менее, как мы можем сейчас видеть, все произошло несколько иным образом. В конце 2005 года стала появляться неофициальная информация, которая гласила, что Apple представит свои системы на ЦП Intel в самом начале 2006 года. Кроме того, по слухам первыми, такими решениями станут далеко не бюджетные Mac mini, а более дорогие и функциональные iMac.
Помимо этого, несколько удручала ситуация с ноутбуками. Все модели до января 2006 года базировались на устаревших (как минимум в моральном плане) процессорах G4. G5, которые стали применяться в компьютерах Apple еще в 2003 году, хоть и обладали высокой производительностью и поддержкой исполнения 64-битного кода (а самые последние версии вообще оснастили двумя ядрами, благодаря чему был анонсирован PowerMac G5 Quad, способный исполнять четыре независимых программных потока одновременно), но при этом потребляли много энергии и выделяли много тепла. Судя по всему, именно поэтому Apple отказалась от их использования в своих мобильных ПК. Причем это касается даже 17-дюймовых моделей (вес, кстати, у 17-дюймовых ноутбуков Apple составляет всего 3.13 кг, что совсем немного для компьютеров такого класса).
Но не обновлять модельный ряд мобильных систем нельзя, особенно если помнить, что их продажи с каждым годом растут на весьма значительные проценты. Именно это, как полагает множество аналитиков, и стало основной причиной перехода на использование решений компании Intel. Ее мобильная платформа Centrino показала отличные результаты за последние 3 года и добилась прямо-таки ошеломляющих показателей по продажам. В первую очередь это стало возможным во многом благодаря низкому тепловыделению Pentium M, что позволило значительно продлить срок автономной работы портативного ПК без дополнительной подзарядки.
В результате, третье поколение платформы Intel Centrino (ранее известной под кодовым именем Napa) выглядело весьма привлекательной (а главное "холодной") заменой процессора G5 и более производительной альтернативой G4. В итоге, Apple представила пользовательскую настольную систему iMac и новый бизнес-ноутбук MacBook Pro на основе двуядерных процессоров Intel Core Duo. Причем, надо добавить, сделала она это раньше других производителей компьютеров.
Архитектурный вопрос или совместимость ПО для систем Apple с чипами Intel
Естественно, в тот же момент для многих встал вопрос о том, как быть с совместимостью уже написанного за долгие годы программного обеспечения с новыми для данной платформы процессорами. Тем не менее, как оказалось, у компании Apple уже был ответ на этот вопрос. Ее представители заверили многих пользователей, что подобного рода проблемы не возникнут. То, что не будет совместимо, сможет работать через эмуляцию. Такое решение вполне сгодится в качестве временного. Ну а после, все компьютеры от "фруктовой компании" будут переведены на ЦП Intel, а заодно и подавляющее большинство софта уже сможет работать и без эмуляции.
Но как Apple удалось так быстро портировать свою операционную систему на новую архитектуру? Ведь сделала она это меньше чем за год, а уже предлагает всем пользователям стабильную и надежную работу с ней. На самом деле компания была готова к этому значительно раньше. Корни всего этого действа уходят аж в середину 80-х годов прошлого столетия.
Проект Star Trek: почти космические цели
Судя по историческим записям Apple, первым, кто предложил портировать операционную систему Macintosh, стал Дэн Эйлерс, директор компании по стратегическим инвестициям. Произошло это в далеком 1985 году. Но, похоже, тогда необходимости в этом не было и идея не получила распространения.
Тем не менее, к ней вернулись спустя 7 лет, в 1992 году. К тому времени уже было завершено судебное разбирательство с Microsoft по поводу ее плагиата внешнего вида ОС Macintosh, и продажей собственной разработки под именем Windows. Microsoft в то время уже представила Windows 3.0, которая весьма успешно распространялась среди пользователей. Потребителям предлагались системы на базе процессоров Intel с предустановленной самой последней версией ОС от софтверного гиганта.
Как полагают аналитики, из-за этого вновь был поднят вопрос о портировании System 7 (операционная система для Mac, которая позднее была переименована в MacOS) на процессорную архитектуру x86. Примечательно, что главным инициатором этого процесса стала не Apple, а сторонняя компания Novell.
Во второй половине 80-х годов Novell поглотила небольшую компанию DRI (Digital Research Inc.), которая имела разработку под названием DR-DOS. Это была операционная система, которая содержала в себе специальный пакет GEM Desktop. Благодаря ему можно было адаптировать интерфейс ОС Macintosh для запуска на PC. Не тяжело догадаться, что Apple подала на DRI в суд. Последняя решила ретироваться, потому как ресурсов и сил соперничать на равных с Apple у нее не было.
В начале 90-х годов у Novell, имевшей все права на DR-DOS, возникла потребность развить этот проект. Но, помня судебное разбирательство Microsoft и Apple, она не решилась делать это самостоятельно, а отправилась на переговоры с "фруктовой компанией". Произошло это в День Святого Валентина 1992 года. Тогда Даррелл Миллер, вице-президент Novell по стратегическому маркетингу, встретился с группой управляющих разработкой и сопровождением ПО Apple. Переговоры прошли успешно и Джон Скалли, возглавлявший в то время Apple, дал "зеленый свет" новому проекту, который из-за своей конечной цели (запустить систему Macintosh на компьютере с процессором от Intel) получил весьма символическое название – Star Trek.
Кстати, еще один забавный исторический факт: когда Билл Гейтс услышал о Star Trek, он сказал, что это будет "как установка помады на курицу". Тем не менее, далеко не все были такими скептиками. Проект с энтузиазмом был поддержан Энди Грувом, возглавлявшим тогда корпорацию Intel. Процессорный гигант не хотел зависеть только от Microsoft на рынке, поэтому группа из 18 конструкторов (4 - из Novell, 14 - из Apple), вошедших в Star Trek, расположившихся в офисе прямо напротив главной штаб-квартиры Intel, получили в свое распоряжение 18 компьютеров на базе ЦП Intel 80486.
17 июля был указан крайний срок завершения проекта Star Trek: 31 октября 1992 года (с этим днем, напомним, совпадает известный праздник Halloween). Примечательно, что контроль сверху над командой практически отсутствовал. Благодаря этому, к концу октября был переработан не только Finder (менеджер жесткого диска в MacOS; в Windows аналогичную функцию выполняет Explorer), но и частично портирован на Intel QuickTime QuickDraw GX. Более того, было даже придумано новое стартовое приветствие: "Добро пожаловать в Macintosh!".
Демонстрация первых результатов собранию руководителей Apple состоялась 4 декабря. Многие из них не могли поверить своим глазам: перед ними стоял компьютер с процессором Intel, на котором работала операционная система Macintosh. Конечно, это был далеко не финальный вариант, который требовал значительной доработки. Однако Star Trek действительно "залетел" дальше всех остальных.
Тем не менее, не все оказалось так хорошо, как могло показаться с самого начала. Как раз в то время Apple получила предложение от компаний IBM и Motorola на использование процессоров PowerPC в своих компьютерах. Поэтому перед ней теперь стал выбор: либо сотрудничать с корпорацией Intel, либо с бывшим своим врагом IBM. Выбран был второй вариант, однако проект Star Trek не был сразу закрыт. Роджер Хайнен, вице-президент по разработке и сопровождению программного обеспечения Apple, дал добро на более детальное исследование и доработку ОС Macintosh для ее запуска на компьютерах с чипами Intel.
Помимо этого, Марк Гонсалес, менеджер по маркетингу проекта Star Trek, провел небольшое исследование рынка, целью которого было выяснить, поддержат ли подобную инновацию продавцы компьютеров PC. Как оказалось, большинство из них было совсем не против. Тем не менее, из-за того, что за каждую систему им приходилось платить отчисления Microsoft (не важно, установлен там Windows или нет), то много денег за ОС от Apple обещать не могли.
Далее дела пошли хуже. Роджер Хайнен в 1993 году перешел на работу в Microsoft. После этого команда Star Trek (которая к тому моменту увеличилась с 18 до 50 человек) была переведена в городок Apple Бандли 5. Формально она продолжала свою работу, однако ее финансирование постепенно сокращалось. А когда происходило распределение средств на доработку System 7 для поддержки ею архитектуры PowerPC, денег на Star Trek не осталось. Именно так и увидел свой конец проект Star Trek.
Тем не менее, как мы теперь знаем, Apple в этом году вернулась к идее запуска своей операционной системы на компьютерах с процессорами Intel.
MacOS X: перспектива поддержки любой архитектуры
Представленная в марте 2001 года операционная система MacOS X (версия 10.0.0) произвела настоящий фурор в компьютерном мире. И действительно, в ней Apple реализовала все то, что она обещала сделать еще в 1994 году в рамках проекта Copland (операционная система нового поколения, которая должна была прийти на смену System 7 и стать "убийцей" Windows). В частности, это такие возможности, как защита памяти, вытесняющая многозадачность, симметричная многопроцессорная обработка, новый интерфейс пользователя и многое другое.
Тем не менее, если заглянуть в глубины MacOS X, то становится понятным, что в ее основе лежит принципиально иное ядро. До выхода десятой версии, Apple занималась разработкой системы исключительно собственными силами и сторонние наработки на самом низком уровне не использовала. Что касается MacOS X, то она базируется на известной ОС Unix, а если быть точнее, то на ее модификации - FreeBSD.
Unix, как известно, была одной из первых операционных систем. И по сей день она признана одной из наиболее перспективных разработок. За свою более чем сорокалетнюю историю она была портирована практически на все созданные микропроцессорные архитектуры. Естественно, среди них присутствует и x86, разработанная и используемая в своих ЦП компанией Intel.
Из всего этого можно сделать выводы, что теоретический перевод MacOS X на платформу Intel сделать не так сложно, так как на самом низком уровне уже все необходимое сделано. Более того, благодаря высочайшей гибкости Unix (и FreeBSD в частности) ничто не мешает достаточно безболезненно перевести MacOS и на другие архитектуры.
Конечно, при этом придется перерабатывать драйвера устройств, а также для достижения максимальной производительности необходимо будет произвести перекомпиляцию прикладного программного обеспечения. Как раз это сейчас и приходится делать разработчикам ПО, дабы оно работало столь же быстро на процессорах Intel, как и на чипах G5.
Стр. 2 iMac и MacBook Pro: "новая" архитектура в старой упаковке?
назад
|